Ноябрь 14, 2011 0

За церковной оградой

By in Ритуал

Первый подход к ритуалу — церковный. Прежде всего мы будем говорить о христианстве, но это не означает исключительность этой религии. Однако, именно христианство реализует ритуалы нашей эпохи в наибольшей полноте. Именно в христианстве обрели проявления важнейшие символы последних двух тысяч лет. Этот взгляд предполагает собственно Литургию и ряд устоявшихся церковных таинств — от крещения и далее по списку (венчание, рукоположение и проч.). Число оных таинств колеблется около цифры семь, — в разных конфессиях могут прибавить-убавить одно-два таинства, что общей картины не меняет. При этом , как правило, предполагается, что таинств вне той или иной окончательно-верной церкви не может быть в принципе, а всё совершаемое за этой оградой истинности — либо профанация, либо — что ещё хуже — магия и прямое служение тёмным силам.

В этой ситуации далеко не все участники ритуального действа чётко расшифровывают символику происходящего. Когда-то предельно ясное, символически и ритмически выверенное действие Евхаристии не столь внятно сегодняшним прихожанам.

Нагромождение абсурдов на которые даются высокоумные ответы ради сохранения мнимых традиций огромно. Для примера можно привести бесконечные споры вокруг закрываемого алтаря во время совместной (!?) со всей церковью службой, со всякими молитвами, «тайные» молитвы священника во время службы, абсурдное положение благодарственных молитв до причастия, завершение литургии без причащения всех её участников (а зачем, спрашивается, была Литургия) и т.д. Здоровый рассудок с трудом переваривает почему утреню служат вечером, а вечерню -утром и множество иных аналогичных «почему». Судя потому, что подобные засорения действ устойчиво держаться в церквах — не только все миряне, но и не все священнослужители находятся в полном понимании того как и зачем строилось то или иное действие. Про использование (а точнее — игнорирование) живого современного языка говорить излишне.

Однако, целью данной заметки вовсе не является подробный разбор церковных таинств.

Интересующихся можно отослать к статьям

1. Б.Сове. Евхаристия в древней Церкви и современная практика (впервые издана в трудах или КДА, или СПбДА до революции, потом переиздана в парижском жур. ПУТЬ, потом — с сборнике ЖИВОЕ ПРЕДАНИЕ (М., 1999г))

2. Архим. Киприан Керн. Евхаристия.

3. прот. Александр Шмеман. Евхаристия

Как бы то ни было священнослужитель, наряду с прочими функциями, мыслится как устроитель ритуала, человек выполняющий функции драматурга и режиссёра в ритуале, наряду с функцией участника. Священнослужитель — квалифицированный оператор в сферах символического. Точнее — так должно быть и так было.

Именно в осознании механизмов связи дольнего и горнего создавалось всякое ритуальное действо. Принципы подобия («что вверху, то и внизу»), аналогии, символического означивания (к примеру «икона как окно») и проч. — всё это работало тысячелетиями.

Чёткое осознание семиотических механизмов, слияние с самой природой символического — изначальное требование для всякого исполнителя( а уж тем более — организатора) ритуала.

Ведь и сам Иисус, давая апостолам таинства Евхаристии буквально в нескольких словах демонстрирует и семиотическое чудо — давно известные означающие старого дионисийского действия с хлебом и вином, воспринятые ессеями в их таинствах вдруг насыщаются новым значением. Иисус обращает эти означающие на себя — «это тело моё, это- кровь моя» … И в один миг перерождённый символ начинает работать в пользу ещё только возникающей веры.

Абсолютная операционная чистота и простота работы с символом оказываются только одной составляющей торжества Логоса в этой символической операции. Другая важнейшая часть- безусловная правда ритуала, который лишён какого-либо «как бы». Вслед за причастием неотступно следуют Голгофа, Воскресение и Вознесение Все это пребывает в неразрывности с Евхаристией, а потому — среди прочего — обладает эффективностью прямого божественного действия.

Чем прочнее связь заданного ритуала и человеческого бытия, чем меньше зазоров «понарошку» и «как бы», тем эффективнее таинство. От того и столь насыщен чудесами первый христианский век, от того — носители устаревших обрядов очевидно сдают позиции.

Достаточно обратиться к истории о Симоне Маге ( в апокрифах она описана куда чётче), чтобы понять, что именно вера в соответствие ритуала и бытия давала удивительные способности, чудеса и возрастания в духе всякому носителю таковой веры. Именно поэтому знаменитый маг не понимает почему апостолы так сильны в чудесах. Симон даже предлагает Петру (в одном апокрифе) деньги дабы узнать секреты волшебства. Но апостолы ничего не могут продать даже если бы и захотели — вся их жизнь — есть служения Господу, вся она посвящена господу и по сути является таинством, мистерией, формой теургии. Именно этого и не воспринимает Симон Маг.

Вся жизнь верующего человека тяготеет к ритуалу, насыщается иным смыслом, обретает значение в общении с Господом.

Малейший возникающий зазор «как бы» со всей неизбежностью приводит к отпадению от благодатного потока и требует дополнительных усилий для возвращения человека к состоянию общения. Таковым механизмом возвращения всегда оказывался опять же ритуал. К примеру, таинство покаяния в грехах вырывает человека из круга мнимостей и ложных ценностей и возвращает в лоно единого тела Христова.

Характерно, что всякий живой ритуал консервативен только в одной своей части (к примеру, не может быть никаких особых новаций в отношении означивания Тела и Крови Христовой). С другой стороны, символические системы, будучи в здоровом состоянии развиваются сообразно изменениям общественной жизни. Проще говоря, ритуал призван отвечать в том числе и запросам развивающегося общества.

Так, к примеру, доисторический шаман создавал самую разнообразную драматургию на всякие случаи жизни . Результатом его творческих мистериальных мук являлось, к примеру многообразие ритуальных танцев племени на разные случаи жизни ( на поиск кабана, рыбы, птицы. невест или врагов чужого рода — версии бесконечны). Аналогичным образом поступала и христианская церковь — вводя, корректируя или отменяя таинства по мере надобности (отпевание, венчание и т.д.)

Надо оговориться, что даже если и преследовалась казалось бы исключительно земная цель — урожай, добрая семейная жизнь или что-то иное, механизм действия ритуала принципиально иной, нежели механизм действия магии. Религиозное действие предполагает обращение к Духовной составляющей человека, к Богу, который в языческом сознании дробился на ряд аватаров — божеств низшего уровня.

Ритуал всегда предполагает получение санкции сверху, в отличие от магии, которая поглощена сансарой и совершенно самовольна.

Ритуал может строится на разные случаи жизни и в общем-то служители культа этим и занимаются. (В том числе и этим)

Правда каноническую церковную ветвь особо смелой в этом отношении считать трудно -всякие изменения всегда давались с большим трудом, так что на сегодня отказаться даже от явно абсурдных наслоений очень трудно.

В то же время, альтернативное, так скажем развитие наполняло христианство самыми разнообразными таинствами и ритуалами, в основе которых лежало богатство символических систем. Начиная с гностиков давших удивительное многообразие космологических картин, а значит и многообразие символов, мы оказываемся свидетелями постоянно возникающих ритуалов, таинств, которые строятся именно на основе богатой символической базы.

Эту альтернативную ветвь даже пунктирно прочертить непросто — гностики — валентиане- манихеи — тамплиеры- натурофилософы-розенкрейцеры-катары — богомилы- стригольники-массоны-европейские астрологи- теософы- антропософы — список может быть огромен, так что данное перечисление практически не описывает ровным счётом ничего. Самое известное описание таинств этой ветви,пожалуй, дано в «Войне и мире» (когда Пьера принимают в масоны). Как и всякая символическая система она была тщательно разработана.

Иногда даже в пределах церквей (особенно протестантских) ритуал обретает черты импровизации, оживает, творится живым Духом. И как только такое случается мы сталкиваемся с потрясающим всплеском эффективности ритуальной практики — чудеса, обращения к Богу сотен неверующих, исцеления и т.д. Ровно то, что творилось в первые десятилетия христианства случается всякий раз, когда мы получаем возможность осуществить служение во всей полноте. В этом смысле опыт харизматических церквей — очень ценен на сегодня.

Другое дело, что и этот опыт — не идеален и не полон. Об этом мы так же будем говорить несколько позже.

___________________________________________________

к СОДЕРЖАНИЮ

Tags: , ,

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Featuring YD Feedwordpress Content Filter Plugin