Ноябрь 14, 2011 0

Символ, как пространство

By in Практики

Итак, мы попытались в прошлом нашем упражнении ощутить себя в расширяющимся пространстве предмета. Мячик ли, пластиковая бутылка, внутренность шариковой ручки — всё оказалось возможным для представления пространством, которое соприкасается с иными пространствами. Можно попытаться было ощутить и силовые линии этих пересечений линии различий разных пространств.

Чтобы понять, ощутить о чём идёт речь, нужно расширить своё экспериментальное пространство до той степени, которая бы позволила дотянуться ему до другого пространства.
Это, вероятно, может составить ощутимую трудность для тех людей, кому ранее не приходилось заниматься подобной практикой.

Пространство, в которое мы помещаем себя, как правило оказывается весьма упругим.
Пересекаясь с другими пространствами, мы замечаем, что они отличаются от нашего, и это знание оказывается объёмнее обычного метода познания.

Тут стоит поэкспериментировать, вступая в пересечения с пространствами различной плотности и формы. К примеру — изучите шампанское в бутылке, как пространство с особыми характеристиками. И чем тогда окажутся пузырьки в этом пространстве?

Первое, что в такой ситуации обращает на себя внимание — то совершенно иное качество знания о море, опыт который буквально не возможно получить иным способом.

Изучая пространства, вы наверняка заметите, что сознание торопится как-то классифицировать их — поделить на тёплые и холодные, на вязкие и разряжённые, на расширяющиеся и сжимающиеся.
Можно много найти вариантов сортировки нашего нового опыта. И мы можем выбрать тот или иной вариант. И в этот момент выбора способа сортировки , мы по-сути дела выбираем ни что иное, как модель познания, создаём инструмент, которым дальше будем пользоваться.

Это забавный момент всякой практики — на почве чистого опыта создаётся модель описания. И кто-то создаст модель описания «тёплое-холодное» пространство, а кто-то, скажем «мягкое — жёсткое». Парадокс в том, что следуя этим описаниям, можно весь пространственный опыт описать совершенно в разных моделях.

И тут мы и породим разные религии, ведь модели описания со временем разовьются до уровня жестких и развитых схем, которые диктуют нам способ восприятия. И мы начнём подгонять наш опыт, причём так ловко, что и сами не заметим, как познание закончилось.
Между тем для нас важен именно чистый опыт восприятия — тот, который наш.

Есть ли смысл в отказе от описания различий пространств?
Некоторый есть.
Начав практику восприятия предмета как пространства, мы сняли противопоставление между объектом и пространством. Исчезла одна важнейшая граница, барьер восприятия.
На определённом этапе наших прогулок мы сможем почувствовать, как малые и разгороженные различными качествами пространства трансформируются во что-то иное.
Не забывайте придерживаться того принципа восприятия, который мы задали ранее — пространства проецируют себя друг в друга, являясь средствами проявления друг друга. Попробуйте удержать созерцание того, во что трансформируются эти пространства.
Во что? Ответ в принципе есть, но хотелось бы, чтобы дошедшие сначала поделились опытом.

__________________________________

Итак, несмотря на то, что в обсуждении этого упражнения приняли участие не все, я постепенно подведу некоторые итоги, поскольку упражнений будет ещё много, практически всякая теоретическая тема, которую мы поднимаем в учебной студии, будь то по режиссуре, моделям или астрологии будет сопровождаться подобными иллюстрациями — упражнениями.

Конечно, не все упражнения у всех пойдут в равной степени легко, это и не предполагается. Но — если регулярно возвращаться к их этой практической стороне наших теоретических выкладок, то многое из студийного материала постепенно будет усваиваться на совершенно ином уровне.

Каждое упражнение, безусловно, будет давать лишь частично единый для всех результат, опыт. Индивидуальные наработки, особенности восприятия так же очень важны и время от времени мы будем вспоминать то один, то другой пример из ваших ответов.

А пока, я отмечу некие тенденции, которые выявляются в этом упражнении.

Итак, для начала — цитаты :

poldnik
Постепенно та разница в качестве между пространствами, которая так очевидна при обозрении их как объектов, становиться не такой значительной. <..>Все становится единым целым.

Lexi
Кажется, что границы между предметами не исчезают, но становятся прозрачными и проницаемыми. Пространствами являются не только сами предметы, но и воздушные пробелы между ними. <...>Все пространства в точности пригнаны друг к другу и образуют одно большое, как в мозаике или паззле, только не плоских, а обьемных. И состоят из одного и того же материала – легкого, вроде воздуха, – но разной степени сгущенности, плотности.

teatime
Не знаю как у других, но все «мои» пространства в итоге трансформируются в один большой шалтай-болтайский разноцветный шар.

Padma Dorje
При расширении одного «предмета-пространства» до того момента, когда он начинает соприкасаться с другим «предметом-пространством» действительно возникает ощущение, что пустых пространств как таковых нет. Есть предметы, соотносимые особенным образом друг с другом, взаимно влияющие друг на друга. Там, где заканчивается один «предмет-пространство» – начинается другой «предмет-пространство».

Grateful
Чтобы пересечь границу, нужно прикладывать физическое усилие. Именно это напряжение, отталкивание, противодействие позволяет существовать пространствам с различными свойствами.
Попробовала предствавить себе растворение, исчезновение этих границ. Вместе с границами исчезли и свойства пространств, и сами эти отдельные пространства, осталось единое пустое пространство без всяких границ.

Naukratis
Комната, в которой стою, стала огромной, и непонятно, где центр тяжести.

Inna
– в итоге — границ не ощущала, т.к. волной накатывала и заполняла часть пространства, которая отзывалась во мне именно в той стороне тела, обращенной к «сканируемой» части комнаты. <...>
Затем я стала становиться отдельными предметами (перехода границ опять не ощущала)

Антон
Переживание границ пространств идет на уровне всего тела, преимущественно сердцем, причем по моему желанию «я» масштабируется и может как чувствовать границы, так и проходить сквозь них без задержки. Пространства связаны друг с другом, перетекают и соотносятся, но подобрать точные слова для описаний трудно.

moroz
Оказалось, что проще представлять себя в плотной среде (шампанское, вино), чем в воздухе / пустоте.
<...>
Взаимодействие пространств в моем случае происходит через их границы: разная плотность, силы сжатия / расширения, ощущение сопротивления при преодолении границ. Механизм со- и противопоставления работает…

jungehexe
на границе надо подстраиваться к новывм условиям

Итак, все отмечают несколько моментов — ощущение границы сред, момент перехода и растворение границ, превращение сред в одну. Это важнейшие моменты — ведь в каждом из этих описаний выявляются некие механизмы получения информации, смыслов бытия. Причём — это мы увидим дальше в нашей работе — не имеет значения с какой именно средой мы работаем — ведь такими пространствами могут быть не только бутылки, но и сообщества, информационные среды, органы человеческого тела и т.д.
А значит, ценность информации, получаемой за счёт таких моментов перехода из среды в среду, из ситуации — в ситуацию трудно не заметить. Это буквально ключ к множеству скрытых способностей — от диагностики болезней, до … В общем много к чему.

Но пока очевидно, сколь трудно удерживать и внимание в работе с такими пространствами и как относительно слаб механизм восприятия оных.

Так же важно заметить ещё одно обстоятельство — не всегда зрительный канал оказывается ведущим даже в начале упражнения, а чуть позже — многие из вас уже целиком переходят на описание восприятия сред в целом. Тут именно всё тело, всё существо человека стремится стать инструментом — пространством восприятия. Об этом спрашивал Антон :

нужно ли непременно добиваться устойчивой визуальной картины? Ощущение пространства сердцем (буквально) дает более внятное представление, во всяком случае эмоциональный контакт с обьектом-пространством достигается практически мгновенно. Или это ложный путь и я себя сам обманываю?

Думаю, что отчасти наблюдение за тем какой канал в какой момент работы нужен — уже даст ответ на этот вопрос. Однако, я отложу подробное рассмотрение этого вопроса на последующие упражнения. Они дадут новые опыты в этом направлении.

Так же прослеживалась в ваших ответах некоторая динамика развития от перегородок — к их исчезновению. Это тоже важный опыт — тут допустима и градация пространств — на разгороженные и стремящиеся к слиянию.

Разгораживающие пространства как правило более грубые. Хотя, разумеется, я говорю примерные определения. Если продолжить медитацию до социальных пространств — религиозных групп, сообществ, партий и т. д., то мы поймём всю слабость и подчинённость внешне могущественных структур. Ведь они оказываются разгораживающими малыми пространствами, на самом деле — пространствами — нижними этажами для более разряжённых верхних пространств, где ощущение границ очевидно уменьшается.
И совершенно иная топология вырисовывается, иной взгляд на мир, восприятие, позволяющее оценить подчинённость той или иной грубой, жесткой разделяющей структуры какому-то расширительному принципу.
Чтобы прояснить эту тему, мы попробуем ещё упражнения.

Итак, спасибо всем за ваши отзывы, за вашу работу, поскольку все ваши описания и дают немалый диапазон примеров. Надеюсь, все читают и чужие впечатления.

__________________________________

23/01/2007 О. Боровик

Tags: , , ,

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Featuring YD Feedwordpress Content Filter Plugin