Ноябрь 14, 2011 0

Жить в ситуации неопределённости

By in Космогония. Философия, Статьи

Эффект пленения человека азартной игрой известен тысячи лет. То обстоятельство, что так называемая «игровая зависимость» поддаётся «лечению» с огромным трудом, признаётся всеми, кто сталкивался с этим явлением.

Описания указывают на быстрый момент включения человека в порабощающий сюжет, на практически трансовое состояние играющего, на сложность вывода человека из той схемы, в которую он попал.

Вот, одно из примерных описаний этого процесса, с характерными ошибками, неизбежными для экзотерической, материалистической психологии:

Лечение не может быть скоротечным. Оно должно быть комплексным и продолжительным. <...>освобождение от игровой зависимости связано не только с восстановлением психического здоровья патологического игрока, но и с переоценкой жизненных ценностей и изменением его образа жизни. <...>
В первую очередь применяется очень важный и эффективный способ — так называемая рациональная психотерапия, обращённая к разуму и основанная на разъяснении и доказательстве. Именно этот способ позволяет перестроить иррациональное мышление игромана, изменить его отношение к азартной игре и вернуть ему способность находить разумный выход из сложной жизненной ситуации.

И т.д. и т.п.

Одна из проблем рассуждений подобного толка заключается в том, что то исходное состояние человека — то самое, которое привело его в игровой зал, к рулетке или к игровой машине предполагается нормальным, благополучным.
В самой этой логике есть некоторый изъян — ведь та самая «нормальная» жизнь, куда планируется вернуть человека, если вдуматься и явилась причиной того, что он зашёл в игровой зал. А значит, «нормальная жизнь» была не столь уж хороша. Во всяком случае — явно не настолько безупречна, чтобы в неё возвращать человека.
И вполне логично, что он туда не слишком-то успешно возвращается, стремясь зацепиться даже за некие разрушительные игровые сценарии. Напрашивается подозрение, что предыдущая «нормальная» жизнь была для него ещё более разрушительна, хоть и на ином, не столь явном плане бытия.

Но рациональное, материалистическое сознание не замечает никакой разрушительности тех ситуаций, из которых человек убегает в игру. И чаще всего — в принципе не способно заметить, потому, что проблемы оказываются в сфере духовного развития человека, осознать которые материалистической психологии трудно.

Другой подход к проблеме — сугубо религиозный. Надо отметить, что он потенциально — более эффективен, хотя тут тоже довольно много оговорок. Вот, к примеру, православный священник Игорь Фомин, высказывает вполне православную точку зрения:

<...>с нашей, христианской точки зрения, такой человек поглощен страстью. Но сам он этого нередко просто не понимает, не видит. Для него это уход от опостылевшей реальности, от давящей атмосферы бездуховности, материальной наживы, всеобщего недоверия. Бумажке больше доверяют, чем живым людям. И если у человека в сердце нет Бога, если там не живет Христос, то ему нужна отдушина, где бы он мог себя, как ему кажется, реализовать, где мог бы отдохнуть от всей этой рутины.

Впрочем, эти рассуждения заканчиваются тоже — православно-заупокойной тирадой:

Но я не знаю ни одной игры, которая была бы безусловно полезна. Любая игра заставляет человека провести немало времени перед монитором, отключившись от реальности. А сколько за это время можно сделать, прочитать, посмотреть…

Можно, разумеется, и огород вскопать и мечей наковать и дерево посадить. Много чего можно сделать, но игровая природа — совершенно особый механизм, уникально организованный комплекс магических структур, кибернетическая, знаковая система, прямо меняющая человека, трансформирующая его сознание-бытие.

И сам факт существования таких механизмов — не может оцениваться в шкале «хорошо — плохо», это часть ещё более глобального механизма познания, а коли так, то нужно хоть немного очертить то, с чем мы сталкиваемся сразу, как только входим в игровую ситуацию.

Астрологическое толкование относит понятие игры и удачи к сфере проявления человека по оси «пятый дом — одиннадцатый дом», где индивидуальное творческое проявление, спонтанное творение бытия в пятом доме достигает целей, реализации надежд в доме одиннадцатом. В таком толковании игра и авантюра оказываются очень близкими понятиями.

По сути дела азартная игра, авантюрное предприятие предполагают совершение некоего действия, поступка в ситуации явного недостатка информации, которая может предопределить исход события. Именно в этом суть всякой азартной игры — она всегда одновременно и гадание и получение результата этого гадания.

Обе этих природы, к примеру, отлично проявлены в карточных играх азартного типа.

Об этом очень точно писал Ю.М. Лотман:

<...>азартная игра воспринималась как модель и социального мира, и универсума. Это, с одной стороны, как мы видели, определялось тем, что некоторые черты этих миров воспринимались аналогичными карточной игре.
Однако возникала и противонаправленная аналогия: карточная игра, становясь языком, на который переводились разнообразные явления внешнего для него мира, оказывала активное моделирующее воздействие на представление о самом объекте.

Азартная игра потому и азартна, что вступая в неё, человек не знает своей кармы, не может предопределить исхода ситуации никакими рациональными способами.

И в этой логике, мы неизбежно приходим к тому, что это усложнение этого типа игры — игры, в которой известны все обстоятельства, в которой карты открыты, а воля случая, в общем-то, минимизирована. Таковой игрой можно считать, к примеру, шахматы.
И это игра иного рода — это конфликтная игра, по сути, модель другого типа.
Конфликтная игра описывает менее сложную модель мира и соответствует астрологической оси четвёртого-десятого домов. Эта ось говорит о продвижении человека в понятном мире, будь то род, традиция, иерархия и проч. В такой «игре» карьерный рост (выигрыш» определяется вполне понятными материалистическим качествами человека, будь то знания, опыт, послужной список и проч.

Беда материалистической психологии в том, что она путает азартную игру и конфликтную. К конфликтной игре применима психотерапия, обращённая к разуму и основанная на разъяснении и доказательстве. Проблема лишь в том, что зависимости от конфликтных игр практически нет.
Можно, разумеется, говорить о зависимости от шахмат, но едва ли кто проигрывает в шахматы квартиры, машины и даже жён и детей.

Действительная зависимость свойственна именно при вхождении в структуру азартной игры.

Дело в том, что ситуация конфликтного, сюжетного бытия — традиционный уровень существования подавляющего большинства людей.

Та самая ось четвёртый — десятый дом является обуславливающий сюжетов постепенного, поэтапного прохождения уровней, ступеней инстинктино — карьерного роста, возрастания в схеме «права — обязанности» и.т.д.

За всеми этими процессами можно рассмотреть одну чрезвычайно могущественную функцию конфликта, власть всякой ситуации, где человек достигает своих задач вопреки препятствиям на пути.
Суть в том, что конфликт есть структура, порождающая автоматизм в человеке.

Это можно подтвердить тысячами примеров. Как только мы отвечаем, к примеру, на агрессию, на злое слово, на ущемление наших прав-территорий и проч., как только мы вступаем во всякий конфликт, мы мгновенно запускаем в себе очередной автоматизм.

«Мне нахамили — я ответил», вроде бы всё верно, но это и есть прогнозируемая, совершенно обусловленная реакция автомата мужского типа.
Женский тип сработает в схеме «мне нахамили — я обиделась», что будет такой же ответной прогнозируемой реакцией агрессии пассивного типа.
Конфликтная схема — всегда обуславливающая нас магическая схема.
Практически для каждого из нас можно сконструировать тот конфликт, который выведет нас на уровень автоматических реакций. И, увы, это правда для большинства из нас.

И в этом рассуждении важно заметить различие между конфликтной игрой и азартной. Ведь конфликт — всегда открытая игра. Как шахматная доска всегда открыта, так и соотношения сил на полях коммерческих, бытовых, военных, семейных и прочих битв всегда более менее ясно. Или — в крайнем случае — это соотношение сил можно разведать.
И поэтому конфликтная игра всегда предопределена и прогнозируема. Важно только учесть возможно большее число обстоятельств.
И поэтому этот автоматический уровень бытия соотносим с понятием остановки жизни, стагнации, фиксации, кристаллизации — т. е всего такого комплекса сил, которые описываются действием Сатурна

Азартная игра не знает разведок. Это принципиальное расширение мира, это — неожиданность, чудо, откровение о себе.

Нельзя не привести ещё одну цитату Лотмана, на сей раз о пушкинском прочтении механизмов игры:

В сложном и философски объемном мышлении Пушкина 1830-х гг. «случай» перестал быть только синонимом хаоса, а «закономерность» – упорядоченности. Пушкин неоднократно противопоставлял мертвую, негибкую упорядоченность – случайности, как смерть – жизни. Энтропия представала перед ним не только в облике полной дезорганизации, но и как жесткая сверхупорядоченность. Это порождало то внимание к антитезе мертвого – живому, неподвижного – движущемуся, как предсказуемого – непредсказуемому.

Прослеживая эту тенденцию на материале жизни отдельно взятого человека, который погряз в казино, мы неожиданно понимаем, что перед нами сложная ситуация освобождения человека от автоматизма ежедневной жизни. Человек меняет характер бытия и учится жить в ситуации неопределённости, но жизненности, жертвуя упорядоченностью, ясностью, но автоматизмом конфликтных схем.

Принципиальная непредсказуемость исхода игры лишает конфликт смысла — ведь какой толк, скажем, ругаться с человеком за игровым столом, ведь не может быть противником, ведь все решает случай — шарик, карта и т.д. То, что невозможно прогнозировать, то, что сокрыто от человека в принципе. Т.е. в этой ситуации человек понимает, что механизмы как бы вынесены за пределы этого мира, а значит конфликт — абсурден.

Через игру (пятый дом) человек начинает осваивать схемы взаимодействия с неведомым, а азарт лишь свидетельствует о том, что энергия неведомого наполняет человека. На этом уровне развития прогресс обнаруживается именно в уходе от обусловленности автоматов — инстинктов четвертого дома, причём даже самое глубокое и разрушительное падение в игру, есть уход от родовой и природной обусловленности.

А значит, и лечение человека от игровой зависимости будет заключаться вовсе не в том, чтобы вернуть его опять в четвёртый дом — в автоматическую жизнь биоробота.
Освобождение от зависимости будет через развитие, через освоение того, как жить в пятом доме.
А пятый дом есть разнообразие творческих вариантов развития, и потому акцент на творении — хоть стихов, хоть романтических отношений, хоть детей, хоть молитв — есть пусть освобождения человека от зависимости.

Дело в том, что в творчестве человек учиться работать с ситуациями неопределённостей, решать задачи с принципиальной недостаточностью вводных данных
И игровая зависимость как раз и характерна для того типа людей, которые живут на грани освоения этого перехода — из четвёртого в пятый дом.

Научите человека той или иной форме творческого проявления и это станет его методом работы с неопределённостями. Возможно, новый метод полностью вытеснит игру, возможно будет сосуществовать с нею.
Именно поэтому нам известно много фактов игровой зависимости у писателей, актёров, музыкантов и прочих творческих личностей. И тут довольно вспомнить Достоевского, чтобы понять всю сложность перехода к сюжетам с неопределённостями.

Субъективно такой переход часто ощущается, как ожидание чуда.

«в один час» «всю судьбу изменить»

Именно так трактуют природу рулетки герои Достоевского, именно так, кстати сказать, трактуется и ещё одна форма творчества — молитва.

Здесь мы говорим о том типе молитв, которые связаны с просьбами чудесных исцелений, помощи и т.д. И в этом смысле, человек познавший эффективность такой молитвы, скорее всего, освободится от азартной зависимости, предпочтя менее разрушительный способ работы с неопределённостями. Впрочем, функции эти часто смешиваются и молитвы за игровым столом скорее норма, чем исключение.

Так или иначе, но механизмы кармы — те самые механизмы, что сокрыты в пятом доме, начинают проявляться только в следующем — шестом доме, где человек начинает постигать законы причин и следствий через наглядные примеры соответствия результатов и усилий к ним приложенным. И там магия начинает пониматься не как набор чудес из широкого божественого рукава, а как знание.

02/01/2007. О. Боровик

Tags: , , , , , , , ,

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Featuring YD Feedwordpress Content Filter Plugin