— Скажите, вы считаете, что человеку молитвы мало? Зачем все те техники, когда Господь сам призовёт каждого к себе, когда надо? Зачем торопиться — школы, семинары — что они вообще могут изменит во мне внутренней — всё внешнее — к чему…. ( из беседы)
Среди прочих полезных высказываний у Юнга есть идея о том, что просветление не случается посредством долго глядения на свет. Как раз наоборот — шанс на просветление личность получает лишь в познании своей тёмной стороны.
Весьма полезное замечание, о котором следовало бы серьёзно поразмыслить различного рода заклинателям проблем посредством привлечения каких-нибудь «Сил Добра», «Носителей Света» и прочей приятной ментальной пастилы для любителей «позитива».
К сожалению, многие люди совершенно искренне тратят свою жизнь на различные световые медитации, произносят благоуветливые речи о всеобщей любви, что в общем-то не плохо ровно до того момента, пока жизнь как-то не прервёт их непрерывное удовольствие от самих себя светоносных. Это такое убежище от жизни внутри себя же.
А жизнь обязательно сломает его, поскольку любой процесс, любое развитие возникает на на движении к противоположности. Это в равной мере справедливо как для электрона, так и для человека.
— Получается, я должна пройти все тяжкие, чтобы потом возрастать. Это опасная точка зрения — вам не кажется?
В этом утверждении дуализма нет никакого призыва «вести себя плохо», нет ни строчки индульгенции для всех грядущих ошибок и падений. Монета с одной стороной едва ли будет платёжным средством. Человек, только ищущий в себе светлое, неизбежно столкнётся с противоположностью на другой фазе ритмического дыхания бытия. И ту не стоит ничего специально искать, куда-то падать.
Во-первых, потому, что все падения уже в нас. Мы уже настолько разбалансированы эмоционально, настолько слабы ментально и настолько привычно зависим от идей наслаждения физического, что нет ни малейшей необходимости совершать что-то особым образом, как-то специально «падать». Достаточно просто смотреть на себя по возможности честно. Этого уже достаточно, хоть и чрезвычайно трудно. Достаточно для того, чтобы запустить в себе некоторые важные процессы. Что это за процессы — разговор долгий, сейчас мы едва только затронем саму проблему.
Во-вторых, как только мы начнём практиковать -замечать в себе тёмное, движение пойдёт в обратную сторону. Это кажется так понятно на примере обычной батарейки — ток идёт от противоположности к противоположности. Средняя школа — не более того. Но как только речь заходит о нас, мы не можем применить к себе этот простейший принцип.
Ведь если человек долго и радостно медитирует на Свет, на Высшие миры, на радость и тому подобные объекты, он неизбежно начинает своё движение к противоположной ситуации.
На этом простейшем принципе держится огромное число практик. Конечно, интерпретируется это в каждой религии исключительно в свою пользу. Так, к примеру, случилась у человека молитва сильная, а потом он ещё и причастился к Свету Мира, вышел их храма весь такой полупрозрано бирюзово-голубоватый, нежный, ранимый, ласковый…
Едва до метро дошёл, как тут и хамство какое-то приключилось и мобильник то ли украли, то ли сам потерял, да ещё и сам кого-то пихнул в раздражении — в общем — одно за другим «искушения пошли».
То есть религиозный человек, т.е. человек живущий в какой-то традиции, не важно и в какой знает этот эффект «на утро, после причастия». Всё из рук падает, неприятности — одним словом не жизнь, а битва с бесами.
Иногда люди вообще обижаются на Бога — как, мол, «я так хорошенько помолился ему, а он мне такое, что и врагу не пожелаешь». Отдача действительно бывает большой, особенно после особо вдохновивших человека моментов.
И потом страдать в этой неразрешимой битве «Я светлый Воин Света — против тёмных гадов».
Ну а на войне как на войне, речь идёт о подавлении, о стремлении истребить и т.д.
Беда же в том, что в реальности всё это человек проделывает сам с собой.
Можно годами, если не десятилетиями подавлять какую-то эмоцию, воспоминание, обиду. Но подавляя, мы только усиливаем проблему, поскольку случается не обмен силой жизни, а наоборот — торможение, скукоживание.
Человек вступает в бой со своей головой. И этот бой нужно заканчивать.
Так работает не верно понимаемый Сатурн, кстати сказать. Т.е. именно сильный, но невежественный Сатурн будет сторонником идеи, что всё можно и нужно подавлять, побеждать, контролировать и т.д.
Но так ничего не поделать, ровным счётом ничего — ведь если есть напряжение между различными частями внутри человека, то никак не получится гармонии, если одна часть просто задавит другую.Вот, к примеру, у человека сильная Венера, сильная, но слишком развитая. И кидает человека в этом случае от одного праздника жизни к другому — он вообще может не понимать, зачем жить, если не испытывать наслаждений. То есть ему, конечно, можно объяснить тезисы Будды о неизбежности страдания, но одно ментальное рассуждение не снимет проблемы.
Всё было бы очень просто — прочитал, услышат толковую мысль и от этого уже сразу пропадают проблемы. Но так не бывает.
Потому, что нужно получить опыт в более широком диапазоне — нужно узнать как это физически ощущается — когда заканчивается наслаждение, как это эмоционально проживается, как это видится — через какой символ. И только когда ведь этот диапазон бытия добавится к ментальному знанию — случится какой-то прожитый опыт.
Опыт и есть это соединение двух знаний. двух начал, к примеру, сатурианского «нельзя» и венерианского «хочется». И после того, как случится какой-то опыт, ну, к примеру, человек перепил спиртного, перекурился и потом несколько дней не может просто ни есть, ни даже слышать запах сигарет. Его в аскетику тянет уже со всех сил, так сказать.
Пример может показаться уж очень простым, но — как показывает жизнь — для многих людей одного такого опыта не достаточно. Одного повтора мало. То есть освобождения не случается. И тогда всё повторяется, да ещё в более тяжких ситуациях.
Повторы, повторы, повторы — основной приём судьбы, которая раз за разом воплощает наши желания, пока мы не пресытимся ими настолько, что поймём, что нет никакой радости между владением, утолением либо наоборот — жаждой, стремлением. То есть человек должен увидеть их внутри себя существующих одновременно.
Да, могут быть два конца и палки, но это всё равно одна палка. Да, могут быть противоположные желания у человека, но это всё равно — один человек. То есть нельзя просто взять и задавить что-то внутри нас.
Ведь то, что мы давим как то ощущается нами. Это важно понять. И раз мы это ощущаем — оно воздействует на нас. То есть в этом, казалось бы вредном нам аспекте заключена энергия.
Так же это можно описать через модель вибраций, синхронности ритмов и т.д. Тоже до много полезного можно додуматься. Но с этим образом мы поживём в другой раз.
И нужно научиться высвобождать эту энергию на противоположных полюсах. То есть, когда только человек получает этот опыт целостности каких-то противоположностей внутри себя, он получает и некий приз — высвобождение энергии — радость, прилив сил и т.д. Не говоря уж о самом здоровье.
Таким образом, одна из задач работы над собой — обнаружение целостностей, единств. Причём опять же повторюсь — не только на ментальном уровне, но и прежде всего -в обнаружении личного опыта, прожитого процесса.
Тут важно подчеркнуть, что человек не лишается рассудка при слиянии противоположностей внутри себя. Он их продолжает видеть. Это подчёркивают многие мастера процессинга. Речь идёт только о том, что противоположности перестают цеплять человека, он принимает их как данность бытия, а не как повод для войны с самим собой.
И вот тут стоит как раз и вспомнить о театре — об одном из тех мест, где человек может получить опыт единства как бы за пределами жизни. Конечно, то, что имеем с театром на сегодня , чаще всего вообще не имеет отношения ни к чему толковому или полезному. Есть, прочем исключения, но ещё важнее, что есть сама школа, где-то ещё доступная и довольно подробно разработанная — работа с объектом, образом и т.д.
Остаётся только преодолеть когда-то заданную формулу «как бы», чтобы вернуть смысл всем этим упражнениям.
Но именно это «как бы» и украло у искусства его магическую роль. Тому были определённые причины — человекам был нужен этот массовый опыт работы с образами, да ещё и относительно безопасный. Нужно было создать сферу внемагического — т.е. искусства, где что-то можно такое делать с образами не ломая сразу же себе жизнь. Искусство как раз поражено не магией, а пафосом её уничтожения. Пафосом необязательности творения. И только потому, что этот принцип утвердился основательно, люди могут позволить себе снимать какие-нибудь фильмы катастроф и не ожидать того, что их сразу накроет метеоритом. Хоть, конечно, окончательно модель отделена быть не может и всё равно определённое взаимодействие сохраняется. Но — ничтожно малое по сравнению с ритуалом как таковым.
Т.е. в искусстве человек работает прежде всего с конфликтами. Вся теория драмы, вся теория режиссуры об этом — есть конфликт и мы с ним работаем. То есть это всё те же дуальности, которые порождают смыслы — энергии.
И вопрос заключается в том, что можно выводить эти навыки из сферы вторичных моделирующих систем искусства, добиваясь неких реальных и поразительно быстрых процессов интеграции полярностей. То, на что в обычной жизни уходят годы, может быть достигнуто за несколько сессий.
Об этом написано много работ, существует целый ряд блестящих авторов ( Живорад Славинский, к примеру). И это очень хорошо. Для нас же важно, что тут каждый человек может включиться со своей стороны и найти свои инструменты.
Студия «Гнозис» ( и очная и заочная, сетевая) в этом контексте и постарается развиваться — именно в сторону работы в сакральном пространстве, в системе символов ( астрология, Таро и т.д.), что обычные процессоры делают редко или вообще не делают. Ну и что-то из теории действия, о которой мы говорили в прошлые годы, из гурджиевской энеаграммы тут можно получить в качестве серьёзных инструментов.
Tags: практики, процессинг, работа с полярностями