Ноябрь 14, 2011 0

Сталкинг (10)

By in Эффект заключённого

В «Сталкере» у Тарковского, герои перечисляют признаки зоны.

-Она всегда меняется, дороги исчезают и появляются ежеминутно.
-По одному месту нельзя пройти дважды.
-Никто не может вернуться той же дорогой, по которой он вошёл в зону.
-Никогда нельзя быть уверенным в следующем шаге.

-Зона всегда меняется сообразно тому, каково состояние человека идущего по ней.

Трудно представить, что за трактовки крутились в голове советских чиновников, смотревших это кино, но вряд ли они расшифровывали действительный смысл двухсерийного «Послания от Андрея».

И, если рассматривать зону, как территорию духовного поиска человека, то возникает ответ и на вопрос о повторимости пути. О применимости чужого опыта.

Чаще всего полагают, что если кто-то, в определённом месте и времени потратил на поиск ответа на вопрос всю жизнь, и ответ был найден, то другому то уже не надо проделывать всю работу заново.

Это большая ошибка — думать, что возможна передача знания таким образом. Если бы таковая передача была возможна, то всё обучение сводилось бы к тренировке памяти, а в нынешние времена — к технологиям быстрого и мобильного доступа к сети.
Но мы уже сейчас видим, что такой доступ никоим образом не делает людей знающими. Потому, что и в прежние времена любая крупная библиотека предоставляла человеку избыточный доступ к источникам.
И уже тогда, в бумажное время, было очевидно, что библиотека в доме не делает человека мудрецом. Особенно наглядным это стало в советскую эпоху, когда сбор различных подписных изданий стал занятием в ряду прочих услад из дефицитного списка.

И не потому даже, что нувориши эпохи социализма не любили читать в принципе. Случалось, что и читали, кстати сказать. Без особой, впрочем пользы, по методу Смердякова — радуясь что буквы складываются в слова, а слова в давящее изнутри головы чувство могучего интеллекта.

Но уже тогда было ясно, что что-то не складывается — люди не становятся лучше. И по сути дела такое ОБРАЗование не выполняет главное своей задачи — не приближает человека к ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ.
Иначе говоря, ключ к знанию — уподобление источнику. Когда поток овладевает человеком, человек неизбежно начинает меняться.
И только индивидуальный опыт изменений под давлением потока есть минимальный уровень знания, которое уже не принадлежит нам.

Кажется Плотин выделял три уровня обращения с информацией, указывая, что;

— Чаще всего человек лишь имеет мнение. Человек мнения совершенно случайно и непоследовательно примыкает к различным источника, раздёргивая их на яркие цитаты, жонглируя ими без всякого обязательства соответствовать сказанному. Человек мнения склонен очаровываться новым. Такой очарованный может стать чем-то вроде «ученого». В общепринятой ныне форме, когда человек вообще не подозревает об изначальном единстве нисходящих потоков, а так же о том, что знание обязывает. Человек мнения кармически инициирует изменения вокруг себя и гораздо реже — внутри себя. Это редкое «внутри» — шаг к тому, чтобы стать на следующую ступеньку.
Это «внутри» оказывается одним из необходимых ключей, условий для сборки мозаики. Нынешняя информационная эпоха, кстати, не даёт главного — знания технологий сборки мозаики. И потому сколько бы полной не была полифония поисковых машин — человек остаётся невежественным потребителем расчленённого целого, причём расчленённого таким образом, что часть утрачивает связь с целым, начинает мыслить себя вне традиции.
В таких каплях уже не отражается вся вселенная. Изнанка человека мнения — человек верующий В сущности, это одно и тоже, поскольку мнения такого человека о божественном в той же мере взяты с первых попавшихся курайников.

— Довольно редко человек дотягивается до следующего уровня, становясь человеком знания. Человек знания, кстати, может быть гораздо менее информирован о «новом», нежели человек мнения. Вообще с восхождением на этот уровень постепенно пересматривается ценность всех источников информации, а большинство из них отбрасываются без всякого сожаления.
Человек знания, гнозиса ищет не чужих мнений, а собственного опыта. Он движется, день за днём обнаруживая всё большую цельность и непротиворечивость бытия, последовательно направляя своё внимание на те сферы, где он ещё остаётся человеком мнения.

— Человек просветлённый — следующий этап развития. По сути дела, речь идёт о непрерывном опыте пребывания в потоке знания. Просветлённый человек свидетельствует сам о себе, он не постигает, а становится объектом постижения, познания, зеркалом для мира.

Такова идея пути по постоянно меняющейся территории «реальности». При том, что сама реальность не видна никому и каждый более смотрит в свои, а чаще — чужие карты зоны.

Во — первых, карта этой зоны очень приблизительна. Известны какие-то вехи, относительно безопасные и стабильные полянки, места привалов, точки входа в зону.

Но и они очень условны. Даже если мы возьмёт только вопрос о точке входа в зону, вопрос только о начале духовного пути.

К примеру, мы говорим человеку:

— Иди в ближайший православный храм, встань у иконы Спасителя и молись. И тогда — войдёшь. Тебе откроется иной мир и твоё возрастание в Духе станет интенсивным.

Человек кивает головой, доверяя нашему духовному опыту, идёт, стоит перед иконой, пытается молиться И всё без толку. Через несколько часов он выходит, так и ничего не ощутив, не восприняв, но почуяв.

Мы не успокаиваемся и начинаем думать, что человеку надобны страдания, вот, мол, когда жизнь тряхнёт, уж тогда… Через какое-то время жизнь его трясёт, но человек по- прежнему ничего не ощущает.

Меж тем, как другой в 15 лет случайно зашёл в тот же храм, да так на всю жизнь там и остался, ощутив желанное единение с Богом.

Чем догматичнее и жёстче система, предлагающая свой вход в зону, тем меньше шансов у человека совпасть с предлагаемой схемой. Но уж, если совпадение происходит, то происходит «по полной программе». В этом сила канонических, проторенных дорог.

Но уже на подходе к дверям начинается отсев. Причём — порой буквально. К примеру, на входе в Лавру стоит дяденька и не пускает жарким летом в храм девушек с оголёнными плечами. Вот такая материализация принципов входа в зону. Такие фильтры наивны, грубы и неповоротливы, это ржавые ворота разрушающегося тонкоматериального храма. Они проявляются абсурдом в виде таблички «вход только с покрытой головой, в платке и в юбке.»

Это не абсурд, просто ведущие по этой дороге не умеют водить иначе. Эти сталкеры в рясах имеют определённую специализацию, а путь который они знают (хотя бы отчасти и хотя бы некоторые именно знают), в частности, требует определённой спецодежды.
Это не каприз, это — условие начала пути — переоблачение, малое наступление на плоть и т.п.

Придёт та же девушка с теми же плечами на кастинг, устраиваться в театр, так её, быть может, только за эти плечи и возьмут. И это станет её точкой входа в зону. Дорога станет совершенно иной, только для этой девушки.

Здесь нет правых и виноватых. Дело в массе факторов, даже только предваряющих вход. Мы должны перечислять всё — родителей человека ( весь род), условия воспитания, натальную ситуацию, опыт прежних инкарнаций и т.д.

Попытка рассчитать всю совокупность факторов для определения наиболее верного пути — задача более чем сложная, решаемая едва ли.

От того в церквях и стоит на Литургиях 3-5 процентов населения в лучшем случае. Тех, кто ощущает эту точку входа своей. И это честные проценты, и на них у сегодняшней церкви зачастую нет сил, чтобы пасти полноценно.

А когда православные деятели пытаются зачислить процентов 80 всего населения в православие, то они как раз и занимаются тем, что считают по некоторым сомнительным факторам. Отсюда ничего кроме отторжения они не получают. Причём, если движение у слиянию государства и РПЦ усилится, отторжение этой точки входа станет реальным…
Это другая тема разговора, конечно. Тут важна иллюстрация принципа — к сожалению, та или иная структура не всегда осознаёт себя именно точкой входа.

Зачастую первые шаги в зону объявляются уже достигнутой целью. Так поступают, к примеру, те христианские группы (чаще из протестантов), которые сам факт крещения полагают практически гарантией спасения души. Меж тем, как в лучшем случае оказываются точкой входа в зону.

Чем та или иная практика подвижнее, тем более у неё шансов найти своих людей, причём людей преданных, реально заинтересованных именно в уникальности обретённого входа в зону духовных исканий.

Что происходит после того, как человек вошёл, ступил на путь духовный — особый разговор. Часто, при входе человек встречается со своим сталкером, проводником, учителем. Но здесь крайне важно понимать, что учитель просто идёт рядом и опыта имеет больше — на шаг или два. Т.е. открытость и подвижность — требование для всех идущих. Это — общее правило для всех групп — не важно кто возомнит себя непогрешимым гуру — сельский священник, руководитель тренингов, режиссёр или личный психолог. Любая такая убеждённость в том, что карта зоны известна, приводит к катастрофе.

Ситуация меняется для всех идущих ежесекундно.
Люди знают некоторые опорные точки стабильности и относительной повторяемости, которые как правило срабатывают в зоне.
К таковым можно отнести — основы аскетики, практики бодхичиты (милосердного служения), формирование личности через проявления в себе образа Божия и т.д.

Так, можно выделить 12 таких основных пунктов поведения в зоне, каждый пункт соотносится со смыслом определённого дома в натальной карте человека. 12 домов дают 12 направлений работы над собой. Так из того, что я перечислил, аскетика пойдёт по 6 дому, бодхичита — по 12, формирование личности — по первому, ну и.т.д.
Отчасти, астрология может указать на некоторые особенности проработки для каждого человека. Тому есть объяснения на энергийном уровне, но для краткости я их опущу сейчас.

Но в любом случае, даже у святых мы видим разную, так скажем, специализацию, методику возрастания (йогу).

Были великие постники, уходящие в молитвенный затвор… У таковых была акцентирована ось 6 — 12 дома, скорее всего. Т.е. человек уничижат тварное (6 дом, отвечающий за здоровье) и удалялся в сокрытое служение (12 дом).
Но если предложить этот путь человеку, у которого нет вообще никаких планет в этих домах (по сути они не насыщенны энергетикой) то результат будет слабоват. Если у человека, скажем, силён 11 дом (служение через коллектив), то ему сподручнее расти в общине, чем в келье. И т.д.

В принципе, использование астрологический символики — лишь один вариант из бесконечных иных. Таро, к примеру, не менее интересная система, позволяющая так или иначе осмыслить опыт и получить некоторую помощь пути.

Можно ли идти без карты, только на вдожновении, «на потоке». Можно, хоть и опасно. И этот путь опять же есть в картах.

При этом человек постоянно меняется, актуализируя ту или иную форму работы над собой. Отсюда так важно и самонаблюдение на пути и помощь сталкера, если таковой есть.

Далее, продвигаясь по зоне, человек неизбежно проговаривает для себя зачем он вошёл в неё. Индивидуум пытается как-то сформулировать минимальную задачу с которой душа осуществила данное воплощение. Он ищет работу, которую он должен совершить в этой жизни.

Астрологически мы соотносим этим поискам период от квадрата Плутона к Плутону, до оппозиции Урана к Урану, т.е. где-то 36 — 42 года. В это время ещё ряд важных факторов выпадает в судьбе (Узлы, Лилит и проч.) , но как бы то ни было, это время серьёзных проверок на пути. Оттого много смертей, неожиданных завершений жизненных циклов и т.д. Но, конечно не всегда всё совпадает с возрастными циклами.

У Тарковского очень чётко найден худ. образ этого этапа — тоннель, по которому идёт писатель, поэтапно оставляя все свои амбиции, оружие, страхи, окунаясь с головой в воду, поднимаясь в неизведанное и т.д. На середине дороги человек подтверждает свою открытость, способность меняться, откликаться на новые условия. Пластичность — вот что требует зона духовного поиска. Как только человек деревенеет, как только он утверждается в каких-то незыблемостях — он обречён на э…неприятности.

Ну и так далее — можно очень долго описывать данные процессы, опираясь хотя бы этот фильм, взятый в качестве иллюстрации.

Я бы хотел отметить ещё один момент, используя образы из «Сталкера». Мы познаём этап продвижения по зоне, к цели, которая кажется очень близкой в начале пути. Говоря об этой цели, я говорю о Христе.

У Тарковского это образ входа в некую комнату. Образ входа, границы в сакральное место, образ Того, кто сказал о себе

Я — дверь; кто входит через Меня, тот будет спасен. Он сможет входить, и выходить, и найдет пастбище.
(Иоан.10:10)

Это очень важно — дойти до этой двери, потому, что всякий вступивший в зону идёт к этой двери, но не всякий доходит. Потому, как та или иная группа духовного поиска не может гарантировать людям того, что все придут ко Христу, того, что методика пути данной группы универсальна. Врата храмов ещё не врата рая, а в лучшем случае те самые точки входа. Да.

А вот Христос — дверь — очень высокая и далёкая дверь. Вошедший в неё — спасается.

И я -то убеждён в уникальности принципа Христа, в том, что только в нём и через него обретается спасение. Но он результат прохождения зоны, характеристика восстановленного единства, а не конкретика догматов православия, к примеру. Христа в буддийском храме или в кришнаитском ашраме или в театральной труппе может быть «не меньше», чем в ближайшей церкви.

Христоцентричность всего земного Бытия — некая точка наибольшей концентрации смыслов, знаний, символ символов, образ образов, Отец явленный в единородном Сыне. Сын, преодолевающий идею отпавшего мира, восстанавливающий цельность.

Эта цельность проявляется через бесчисленное многообразие путей, сходящихся в эту точку. Путь как индивидуальный луч, индивидуальная эманация Св.Духа для каждого человека — настоящего сталкера и главного проводника по зоне.

Поэтому найденный другим человеком путь, всегда будет требовать от каждого личного прохождения. Это иное, качественно иное знание, знание через практику, через жизнь и непрерывную работу над собой. Его невозможно пересказать. Все описания, в том числе и это — только перечисление косвенных признаков.

Возвращаясь к вопросу » если кто-то потратил на поиск ответа на вопрос всю жизнь, и он был найден, то другому» … надо начинать всё с начала.

——

редакция 2008

____________________________

______________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

1 часть «Эффект заключённого»
2 Часть «Эффект заключённого»
3 часть «Эффект заключённого»
4 часть «К технологиям побега»
5 часть «…которые ИСПРАВИЛИ ПОДВИГ ТВОЙ»
6 часть «Исключительно человеческое дело»
7 часть «Животные и низшие эгрегоры»
Часть 8 Эгрегоры переходного периода
Часть 9 Окопная болезнь
Часть 10. Сталкинг
Часть 11. «Плохо в церкви»

Tags: , , ,

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Featuring YD Feedwordpress Content Filter Plugin