Июль 9, 2018 Off

К моделям восприятия (фр.14)

By in Воображение, Космогония. Философия, Моделирующие системы, Северная Традиция, Традиция

Всё самобытное, породившее когда-то само себя, то есть в какой-то миг круговерти изошедшее из изначального Блага, неизбежно возвратится к себе, восстановит себя в чистой и целостной Сущности. И потому — нет причин для печалей для вращающихся на колёсах проявленных миров. Ведь и достижение самой тёмной точки предельного удаления — лишь знаменательный миг начала великого возвращения.

В том и смысл Традиции, что вернётся туда, откуда она находит. 

Такова общая идея, основа нашего античного оптимизма.

Правда, на этом пути коловащения у  нас возникает множество вопросов. Первый — на каком же мы этапе, в каком градусе отделяющего нас от изначальном круга?

Поскольку свидетельств того, что нижняя точка пройдена, при самом внимательном рассмотрении не обнаруживается. Мы опускаемся, отдаляемся от единого, наращивая плотность количеств.

Системы вокруг нас наращивают сложность, механистичность бытия растёт стремительно,  структурный контроль вытесняет жизнь как проявление свободы, так что с каждым новым регулятором, контролёром, смыслы человеческого бытия вытесняются смыслами усложнения механизмов.

И это мрачное торжество реформации вытесняет человечность, так, что единственной непреодолимой границей для механизмов ( как и для псевдолюдей  людей — механизмов) остаётся ночь.

Время бытия предельно выключенное за границы проявленного мира, перевёрнутое время, в котором возможно проявление иных, не повреждённых миром разлагающихся форм, смыслов.

Когда отдаление от источника становится предельным, возможность видеть его свет сохраняется только для созерцающих во тьме. В эти часы восполняется человеческая природа, которая обретает возможность возвращения к плану творящих образов.

Способ бытия, когда любое событие, объект мира плотного осознаётся, воображается  как явление той или иной идеи, движения стихиалии, материализации воли богов, — вот что утрачивается по мере укоренения в человеке экзотерического способа миротолкования.

У моря на песчаном берегу

Вдруг вспомнить, осознать предельно ясно,

Что всё вокруг -лишь проявление идей…

Песок так одиночеством шумит

Отъединённостью в неисчеслимой груде

Песчинки каждой так близка граница,

Где я, а где чужой толкает в спину.

И нет проникновения к сердцевине,

И нет числа столь схожим и чужим.

А вот вода — нет она границ не знает,

Великий растворитель

И единство — её идея —

Бытность без границ.

И человек — одной ногой ступая

В воде, второй же след печатая на бреге

То исчезает, радуясь волне,

То торжествует — вороша песок.

Человек вечный живёт в формуле значимости своей бесконечности, своей внематериальности, когда «всякая конечная вещь является ничем по отношению к бесконечности» (Дж.Бруно).

Как только граница воображаемого будет взломана окончательно,  воплощение в человеческом теле утратит смысл, случится конец времён и мир свернётся как свиток. Как и было обещано.

Борьба с воображаемым велась всегда. Жёсткие управляющие системы испытывали сильное раздражение от одного только существования полюса магического, сверхиррационального, способного игнорировать понятный порядок структур, претендующих на разумную организацию жизни человеческой.

Но по мере усиления власти структурирующих эгрегоров, баланс серединного мира смещается в сторону титанической грузной малоподвижности, давления, скованности, бессмысленной предсказуемости.

Мир, управляемый из глухого подполья рациональности, сводится к выживанию, доминированию, обогащению, размножению, информированности и прочим сомнительным ценностям мира количеств.

План воображения, доступный людям не смотря на все усилия структурирующих, предполагает совершенно иной уровень реализации творческой, созидательной воли.

Мы говорим не о человеке, увлечённым погоней за серыми тенями на стене полутёмной пещеры воплощения, а о человеке, который видит и созидает то, что отбрасывает эти тени — план целостных идей, проявляющих все события, явления тварного мира.

На этом уровне реализации человеческой природы, мы собственно, только и встречаемся с человеком как таковым, способным к реализации своей божественной ипостаси.

И потому, именно борьба за контроль над воображаемым в человеке — важнейшая задача цивилизации восстающей против культуры, против сакрального.

Одна из ловушек для поколений визуалов в том, что в отличии от человека читающего, задачи формирования самостоятельного визуального ряда уже нет. Довольно того, что показывают на экране внешнем. Для поколений восприятия мира через текст, мир внутренних образов сохранял заметную самостоятельность. Хотя, конечно, и человек книги — человек уже дистанцированный от непосредственного созерцания плана сияющих идей.

Передача сакрального, действительного знания предполагала внетекстовой опыт, поднятие завесы текста, момент, когда означаемый план высших смыслов переставал прятаться за означаемым.

Авторы сакральных текстов, впрочем, всегда осознавали непростую задачу повествования на границ сна, отсюда, практически ничто не может быть буквально понято и истолковано в тестах передающих те или иные магические, чудесные навыки.

Текст лишь побуждал, приглашал к активной фазе творения на уровне самостоятельного соприкосновения с образами. Причём, было важно, что символ, полный опыта чувственного восприятия, требовал навыка взаимодействия. Ведь объяснить символ, истолковать его в словах, по сути дела предполагало уничтожение магического. 

«Музыку я разъял как труп» — формула Сальери — способ убийства волшебника.

Настолько важно не просто обрести навык создания образа, но и главное — уметь развивать, насыщать живой образ, взращивая его созидательную мощь.

Однако же ныне живые картинки становятся внешними суррогатами, лишь симулирующими работу воображения, по сути подменяя творчество в созерцании, накоплением библиотек визуального продукта.

Далее, развитие этого процесса предполагает всё большее смещение человека в план визуальных симуляций весьма высокой степени достоверности — качество картинок будет всё время возрастать, ценность наслаждений, которые человек сможет получить в результате таких виртуальных систем, предполагает всё большую, как говорят, монетизацию воображаемого. 

И речь всё меньше будет касаться игр как таковых, ведь к покупке будут предлагаться качественные среды для отдыха, инструменты для эффективной и комфортной работы и т.д. 

К примеру, создание виртуальных рабочих сред — офисов, производственных помещений, которые станут визуальными интерфейсами для работы огромного числа людей. Ведь даже поле вскоре будет удобнее вспахать из кабины виртуального трактора, в то время, как по земле будет ползать удалённо управляемый агрегат.

Речь сейчас, конечно, не о технологических деталях реализации подобных задач, а о том, что может показаться будто бы такими способами как раз и будет высвобождаться творческая энергия человека, управляющего некими визуальными образами. Может показаться, что всё складывается просто чудесно, и цивилизация создаёт человеку возможности его реализации.

Но на самом деле всё обстоит ровно наоборот. Технологии подобного рода, от игр до производственных симуляций предельно порабощают план воображаемого, похищая человека у ночи.

(вскоре продолжим )

Tags: , , , , , ,

Comments are closed.

Featuring YD Feedwordpress Content Filter Plugin